очки

Бедная Лиза!

Речь пойдёт о литературе.
Предыстория состоит в том, что я вчера побывала на родительской собрании в нашей гимназии. Собрание длилось полтора часа. За это время мы выслушали лекции от четырёх преподавателей с соответствующими отступлениями на вопросы-ответы. Из полутора часов наибольший отрезок времени взяла на себя учительница литературы. Почти час говорила на тему сдачи ОГЭ (9 класс) и порядке проведения экзамена по русскому языку и литературе. Как истинный литератор, учительница могла долго говорить на заданную тему, иногда повторяя одно и то же несколько раз как для умственно отсталых. Ну стиль такой, - ничего не поделаешь. Литераторы - они такие. Мы учились в школе слишком давно и всё, чему нас учили долгих 10 лет, отложили глубоко в подкорку. Я силилась припомнить свои школьные годы и свои сочинения. Но ничего приличного на ум в тот момент не пришло. И я молчала. И слушала.

Одним из произведений школьной программы по литературе 9 класса была (и есть) "Бедная Лиза"  Н.М.Карамзина. Написана повесть была в 1792 году (прям вот специально поинтересовалась в Википедии). XVIII век, между прочим! Скажу прямо, такое произведение не задержалось в моей памяти. Скорее всего, не произвело должного впечатления. Тем более, что с тех пор я прочитала немало интересных книг и определилась со своими интересами в области литературы. Любопытно, что меня привлекла из того самого периода не русская, а английская классика. Читала относительно недавно. Поэтому могу сказать, что от такого бы и дети не оторвались. Т.н. готические романы. Ну эту тему я развивать не буду. Вернёмся к нашей бедной Лизе.

По повести дети должны были написать сочинение. Одно из них учительница нам зачитала (без упоминания автора). Сочинение написала девочка. Того же 9 класса. Учительница хотела услышать нашу оценку услышанному. Мнения резко разделились. Кто-то готов был поставить двойку (за стилистику), кто-то наоборот воспринял вполне нормально. Я осталась в нейтралитете. Хотя не удержалась и попыталась выяснить что собственно они оценивают: стиль или грамотность. Грамматику проверить нам было не суждено, а вот стиль... Сочинение было написано очень связно, логично, по предложенному и утверждённому плану. Но изобиловало сленгом и резкостью высказываний. Мнение девочки было понятно однозначно. Ей хотелось буквально порвать учебник, в котором печатается подобная "ерунда" (другими словами, история, несвойственная нашему времени с неадекватными поступками героев). Это из той серии, стоит ли предлагать школьникам читать "Войну и мир", если они всё равно ничего не поймут.

По факту: девочка произведение прочитала, поняла его как-то по-своему и изложила свою точку зрения на прочитанное в свойственной ей манере. Не в двух словах, а в солидном таком объёме. Ни дать, ни взять, - будущая Дарья Донцова.

Учительница сетовала на то, что дети мало читают. Вопрос одной из родительниц "как приучить детей читать книги?" был встречен глубокомысленной тишиной. Ясен пень, что если вы не привили любовь к чтению своим детям до 16 лет, то теперь это вряд ли можно исправить. К слову, сыну повесть не понравилась тоже. Но я знаю, что помимо учебной литературы (включенной в обязательный список чтения) он читал и те книги, что рекомендовали ему мы, родители. Что-то очень занимательное, интересное и я видела как вечерами напролет он сидел с книгой. Все каникулы. Но это не обсуждается. И никому в голову не придет поинтересоваться что же детей волнует, интересует; какие книги, какие жанры хотелось бы почитать и обсудить.

Мне показалось, что всё возвращается на круги своя. А именно, как и в СССР, сейчас в школе воспринимается адекватно только "правильное" мнение. Если оно расходится с мнением экзаменатора, то хорошей оценки не жди.
Это моё мнение. Может, только показалось. И хорошо если это так. Если бы девочка не употребила сленг (не слишком корректные выражения), я бы вслух сказала, что учительница не права. Даже в свои школьные годы я высказывала открыто своё мнение, невзирая на последствия.

Хочется, чтобы дети росли и грамотными, и начитанными, и... свободными. Последнее важнее даже.
Пусть они прочитают что-то другое, более интересное для них, более современное что ли... И выскажут свою точку зрения. Вслух или в виде сочинения. Да, понимание таких классиков, как Пушкин, Чехов, Гоголь или Карамзин может прийти к человеку только с годами. И то, если он не утратит желание читать. Они понятны (и нравятся) далеко не всем. И это нормально! С позиции взрослого человека видится уже всё в ином свете. Гораздо хуже, если ребёнку так и не привили любовь к книгам и чтению. Ему даже сравнить будет не с чем. И не сможет он оценить качество произведений разных авторов разного времени. Будь то XVIII-й или XXI-й век. А задача учителей не рассматривать это через призму собственного мнения, а оценить только качество написанного. Разве не так?

Записи из этого журнала по тегу «книги»

  • Классика из СССР

    Решила похвалиться неожиданным приобретением. Было дело в воскресенье. Стояла чудесная апрельская погода. Солнышко и все дела. Мы пошли прогуляться в…

Учитальница радоваться должна, что ребенок прочитал и свою точку зрения изложил, а не повторяет за ней, как попугай.
Я бы, случись мне лит-ру преподавать, изучение этой "Бедной Лизы" построила именно так, как ваша дочка увидела, на контрасте мнений - как тогда на все смотрели и как теперь.
Учитальница радоваться должна...
Мне тоже так кажется. Только у нас сын. А сочинение, о котором шла речь, написала его одноклассница. =)
Резковато она высказалась. Но надо было понять и простить, по-моему. И проверить только грамматические ошибки. А стиль своеобразный, да. Но он есть! И это здорово.
Слушай, не поверишь. Только пару дней назад я своей дочери такую же мысль прививала. Речь у нас шла о том, почему в школьной программе такие скучные произведения. И при этом я ей нахожу интересные книги вне школьной программы, которые она с удовольствием читает. Вот тоже я задаюсь таким вопросом. Почему не включать в школьную программу что-то захватывающие. А нужно из года в год одних и тех же автором проходить. На меня в школьные годы от Лермонтова настоящая тоска нападала.

А еще такая ситуация с уроками музыки. Ну ладно их там к классике приучают. Но вот песни поют. Зачем петь неинтересные песни уровня детских утренников. Почему не ввести в программу что нибудь современное? У меня дочка ходила на Хор в первом классе. Вот там был другой преподаватель. Они с ней более современное пели. Один раз дочка у меня плеер взяла и услышала песню Мельницы и закричала- мы же ее на хоре поем. И даже несколько раз переслушивала и пела))
А я вспоминаю, как у нас на Музыке училка заставляла петь одну и ту же песню "Надежда -мой компас земной". Вроде хорошая песня. Если для одного раза. Но по нескольку раз за урок, из урока в урок. Я ее помню до сих пор дословно. И ненавижу лютой ненавистью.
почему в школьной программе такие скучные произведени
Это классика. Кто-то специально отбирал эти произведения для изучения в современной школе. Похоже, программа по литературе не менялась (или почти не менялась) еще с советских времен. Но даже в наши школьные годы эти произведения казались скучными. Тем не менее, на них мы выросли, писали сочинения и на основе прочитанного научились сравнивать и выбирать лучшее.

Признаюсь, я так не осилила "Войну и мир". Но уже в то время при отсутствии интернета продавались книги с критикой разных произведений. В т.ч. и по "Войне и миру". Сочинение я написала блестяще в итоге. Т.е. что хотели, то и получили. Мне было скучно и не интересно это читать. Хотели сочинение? - Получите, распишитесь. Примерно так. И практически все сочинения я писала так. И только спустя годы, когда багаж знаний увеличился, я научилась писать что-то своё. А ведь это было заложено как раз классикой! Так что, спорный вопрос - что надо и что не не стоит читать в школе. Но интересоваться мнением детей и принимать это мнение надо. Надо уметь. Учителей этому тоже никто не научил, ибо они заканчивали те же школы, что и мы. И хотели быть "правильными". У меня такой цели не было. Посему что получилось, то и получилось.
Ну о чем говорить, если одна бабулька вчера сказала, что Анна Каренина - ДУРА. И читать такое детям ни к чему..
Вот из семьи всё и идёт...
Нет, не так.
На уроках литературы школьников как раз и учат читать сложные книги (простые сами прочтут), такие, над которыми надо думать, привязывать содержание к описываемой эпохе и культуре. Ученица смогла выполнить только первую часть (прочитала), а необходимость выполнить вторую ее разозлила. Ну печально, что сказать. Умение читать - это навык начальной школы, никак не старшей.
Ученица смогла выполнить только первую часть...
Да, по всей видимости так и было. Но по правде говоря, современным детям очень тяжело понять суть тех взаимоотношений. Мне пришлось приложить массу усилий, чтобы донести это до ребёнка. И чтобы у него всё-таки не было подобных резких суждений. Мы ведь тоже это проходили. И тоже сложно было понять. А уж тем более как-то осознанно написать сочинение на тему, которая тебе неприятна или непонятна. (Это они еще Горького не читали!).))
Re: Ученица смогла выполнить только первую часть...
Ну вот для того, чтобы поняли суть взаимоотношений того времени, и проходят ту же "Бедную Лизу". Там конфликт-то простой совсем - богатый полюбил бедную (Лизу), она его тоже, обольстил и не женился, а женился на другой по расчету, а Лиза с горя утопилась. Всё:) Зато усвоив, чем заканчивались в былые времена такие романы, школьникам будет проще понять ту же "Бесприданницу", где конфликтов больше и они сложнее. Так по шагу от простого к сложному.

А разрешить им читать что хочется - не работает, я проверила на дочке (увы). Одно время она читала запоем "Котов-воителей", я обрадовалась - читает же, купила ей этих котов... в общей сложности больше 30 книг. А потом обнаружила, что она так привыкла к упрощенным текстам, что даже "Тома Сойера" не смогла осилить в 12 лет! Слишком сложно, говорит. Теперь на каникулах читает книги посложнее... ну как посложнее - с августа не может "Трех мушкетеров" дочитать. О классике пока и не мечтаю:)
А сыну сама книги выбирала, и он того же "Тома Сойера" прочел (в 10 лет) легко и без проблем. Хотя школьные успехи у него и ниже дочкиных.
Правильные учителя не будут оценивать с привязкой к собственной точке зрения на книгу, но, увы, таких мало.
Хотя сленг, как мне кажется, тоже неуместен в сочинении - всё-таки уроки литературы как раз пытаются нам привить умение думать и излагать мысли хорошим родным языком.
В данной ситуации оба хороши. И учительница и ученица. =)
После собрания дома обсудили ситуацию. Оказалось, что эта девочка так же резко выражалась и на уроке на ту же тему. Вот и вылилось всё в письменном виде уже в сочинении. Странно мне другое. То, что учительница так и не смогла донести нужный смысл, чтобы предотвратить подобные высказывания. Ведь в действительности вся классическая литература на том и построена. Она учит думать, излагать мысли классическим русским языком. Даже если мнение отрицательное. Сленг действительно был лишним. Но акцент ставился даже не на нём. Я услышала (или мне показалось) в речи учительницы нотки непонимания. Что, типо, как классика может не нравиться? Может. Я не люблю Горького и Достоевского. Кому-то не нравятся другие авторы. И это мнение тоже имеет право на существование. Вот это главное было.

На данный момент инцидент исчерпан. Девочка извинилась за резкие слова. Главное, чтобы не убили в ней желание высказывать собственное мнение. А вот стиль... Это уже работа педагогов. По-моему, так.
учителя зажаты в рамки - они должны подготовить детей к сдаче ОГЭ, который проверяется не ими, знающими особенности каждого ученика, а сторонними людьми, которые четко следуют стандартным правилам. Мне это популярно объяснила репетитор по русскому, когда Аллу готовила к сдаче экзаменов. Они и занимались по четкой схеме: тема - произведения по данной теме - мысль автора - рассуждения ученика - и заключение-вывод по теме. Естественно, точка зрения должна быть логически обоснована и идти в русле общепринятых мнений.
Так что все фантазии на тему, и "нравится - не нравится" тут не подходят, как бы талантлив ученик не был.

Бедная Лиза - классическая сентиментальная проза, и не всем по вкусу, да и по времени устарела. Но что делать. В учебниках есть автор и его произведения - будь добр прочитай и правильно пойми)))

Тяжелое дело - школа. Я так рада, что у нас она позади!!

Нам репетиторы очень помогли по тем предметам, которые для поступления в Вуз были нужны. Самому подготовиться можно, конечно, но трудно.
Да, Марьян, вам повезло, что это позади. Очень многие сейчас не хотят продолжать учиться дальше из-за ЕГЭ. Но на носу еще ОГЭ. Тут свои подводные камни. Я единственное о чем прошу сына, - чтобы он просто следовал правилам. Чтоб не выпендривался без повода. Надо доучиться. Тошнит уже от школы. Но надо. И надо знать меру. А современных детей никто этому не учит. Лишь единицы понимают, что такое уважение, понимание. А им (детям) родители дали полную свободу. Отчасти это как раз из-за того, что родители пашут и им не до детей. Но а чтение... Это лишь часть айсберга. Я с такими уникумами столкнулась на работе - волосы на голове шевелятся. Вообще без крыши! Без мозгов т.е. Что речь, что грамматика, что обращение... Я поставила на место уже не одну девочку, которые без разбору всем тыкают. При этом допускают грубейшие ошибки в речи и письме. Жесть просто! И это костяк организации! Фу!
как же мне повезло с литературой в школе. и вообще повезло - не было этих ОГЭ, и т.п. были свои нюансы.
спец школа, ориетированная на мед. вуз. поэтому мы читали и разбирали "Записки врача" Булгакова, у нас был интересный урок-спектакль по "серебряному веку". и "Бедна Лиза" и вообще классика прошла на ура. в этом огромная заслуга учителя. но тут стоит отметить и мою любовь к книгам и чтению - тут бабушка постаралась, читать я научилась еще до школы по "Джейн Эйр", которую бабушка обожала и по "Поющим в терновнике".
у меня была спец-школа с 8 по 11 классы.
вступительные экзамены в 8й класс в эту школу : диктант, математика. биология
8йкласс - переводные экзамены: химия биология, изложение.
9й класс - как у всех + переводные экзамены: сочинение, химия, биология, математика и +1 по выбору. я кажется геометрию сдавала.
10й класс: промежуточные экзамены ноябрь, март - химия, биология сочинение и те же переводные в мае.
11 класс - те же химия биология, сочинение промежуточные и бинго - выпускные = вступительные в ВУЗ та же троица предметов + математика
тогда никаких ОГЭ и прочего в обычных школах не было. Были экзамены после 9 класса, как неполное среднее образование (советская восьмилетка) и после 11 класса. Школу я заканчивала в 2001 году.
ОГО.. Спецшкола.. Тогда понятно почему столько экзаменов. Круто конечно.
У нас было всё проще. Я как раз из СССР. Когда после 8 класса сдавали экзамены, и после 10/11-го. С нашего года как раз и начался этот идиотизм с 11-м классом. Я в 10-м не училась. Из 9-го в 11-й сразу попала. Но в целом училась 10 лет. А вот нынешние дети 11 лет учатся. Только вот качество образование резко ухудшилось почему-то. И лишний год обучения вовсе не означает, что им дадут лишнюю тонну знаний. Они знают теперь в разы меньше нас. Парадокс.
Я бы, конечно, посмотрела в глаза тому, кто составлял школьную программу. Мне почему-то кажется, что этот кто-то никогда не был ребёнком (хоть это и невозможно) и уж точно давно не общался с детьми.
Столько прекрасных произведений есть, которые учат прекрасным вещам, умным вещам, нужным вещам, которые доносят серьёзные мысли до детей в доступной и интересной форме, но нет, мы будет давиться "Бедными Лизами". Я вот вообще не помню, про что там.
Кстати, с позиции учителя литературы очень некорректно было зачитывать сочинение человека без его разрешения (я думаю, что автора никто не спросил).
Школьная программа по литературе (думаю, и по другим предметам тоже) составлялась и утверждалась в 50-е гг прошлого века. Считается, что классика классикой и остается. Хотя вот теперь с позиции взрослого человека я могу сказать, что пора бы пересмотреть взгляд на классику. Кому-то когда-то понравилась эта Бедная Лиза, кому-то нравился такой "народный" Горький, Достоевский или Некрасов. Но не тошнило от них, пожалуй, только наших мам и пап. Наше поколение уже с трудом воспринимало эту чернуху. А теперь вот и нашим детям это же досталось. Я прекрасно понимаю детей, которые столь яростно сопротивляются навязанным когда-то кем-то подобных ценностей. Пора бы их пересмотреть. Классика на мой взгляд, должны быть какой-то более позитивной, жизнеутверждающей...

А вот что касательно зачитывания сочинения на собрании, так учительница читала его анонимно. Тут уж трудно судить правильно это или нет.. Её интересовало наше мнение на само сочинение. Не поднимался вопрос о воспитании конкретной ученицы.
Есть такое ощущение! А главное, в сухом остатке - что не научили высказывать свое мнение, грамотно выражать его, простраивать логически!

Доброе утро, кстати))))
Доброе утро, Софья!
Сейчас детки не стесняются в выражениях, когда высказывают своё мнение. ;)
Хуже конечно то, что не понимают они еще что в каком случае уместно. У нашего тоже богатый словарный запас. Но я хотя бы уверена, что в сочинении он не будет использовать его в полной мере.))
Ну да, несколько другая крайность. Высказать, но почти в бранных выражениях. Именно, вопрос уместности. А умение аргументировать? Я про это.

Другой вопрос, как нас аргументировать не учили, так и их особо не учат.
как нас аргументировать не учили, так и их особо не уча
Не соглашусь. С аргументами там всё в порядке. Нам показали схему (и пришлось её вспомнить) написания сочинения. Так всё и было раньше. Так и сейчас. Просто поколение детей другое. И те классические традиционные произведения до них просто не доходят. Отторжение происходит.

Девочка написала сочинение вполне осмысленно. Всю свою бурю чувств она как раз в аргументах и написала. И выводы сделала. И я её понимаю. Вот учительнице деваться некуда. У неё программа, которую не она составляла. Но могла бы предложить написать сочинение по другим произведениям. По тем, которые вызвали положительные эмоции у современных детей. А эта Бедная Лиза, насколько я поняла, не понравилась никому. Зачем же писать негатив? Это заведомо было понятно и предсказуемо.
Re: как нас аргументировать не учили, так и их особо не у
Ну, если учат, то вопрос снят. Я просто сужу по современным студентом, которые не могут логику высказывания простроить.

А вот бедная Лиза... Я уже не помню, о чем произведение (ну, мучилась и страдала), но помню, что оно очень тяжелое впечатление на меня произвело. Как говорит Д.Быков "контекст ушел". И современным детям понять о чем это еще сложнее, чем нам. Но если смотреть на литературу с исторической точки зрения, как на зеркало эпохи, и как на то, что так или иначе сформировало мировоззрение нации, то тут есть чего покопать.
Блин, написала тебе огромный коммент, а ЖЖ заглючил. Теперь дубль 2,
Я за девочку в этой ситуации. И если учительница не понимает, что литература должна прежде всего воспитывать душу, учить думать, анализировать и излагать свое мнение, то ей нечего делать в этой профессии. Вспоминаю свою учительницу по литературе и понимаю, что она у нас была золотая, особенно с высоты прожитых лет это ясно. Как она нас учила писать! В оригинальной форме, почти на свободные темы, лишь бы по произведению. Переставляла книги на свое усмотрение: мы Солженицына читали три романа, в то время как в других школах его не проходили. Вместо "Преступления и наказания" взяли "Идиота", за что я ей до сих пор благодарна.

А насчет "Войны и мира"-я бы вообще убрала его из школьной программы, ибо 95% учащихся его не читают вообще, знакомясь только с кратким пересказом, либо читают кусками только, через целые главы. Не школьное это произведение. Относительно "Бедной Лизы" у меня полнейший вакуум в голове. Наверное есть произведения, которые лучше читать позже, с жизненным опытом.
Ну вот многим, как я вижу, повезло с учителями.. Я в то время гуманитарием не была. Читать любила. По программе надо - читала тоже. Но без особого энтузиазма.
Сейчас дети другие. Другое поколение. Мне кажется, что просто надо было им дать выбор тем из более понятного. Никакую Бедную Лизу я не помню. Пусть бы лучше написали сочинение на свободную тему или по любимому произведению. Мне в данной ситуации не понятно зачем писать сочинение по повести, которая ни у кого не вызвала положительных эмоций. Это очень странно. Чтобы негатив накопить? Ну и вылить его соответственно потом...